Институт Океанологии РАН
Физика океана, морская геология, морская биология, морская техника
English | Russian
Главная arrow Новости ИОРАН arrow Судно «Академик Николай Страхов» вернулось в Россию
Судно «Академик Николай Страхов» вернулось в Россию Печать E-mail
Научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» вернулось на родину после двух лет аварийной стоянки в порту города Коломбо (Шри-Ланка). По пути в Россию была проведена уникальная экспедиция в Индийском океане. Вернуть корабль в строй удалось благодаря усилиям Федерального агентства научных организаций и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Чтобы избежать повторения подобных ситуаций, ФАНО России приступило к модернизации системы управления научным флотом.

«История с судном «Академик Николай Страхов» показала, что пришла пора в корне пересмотреть подход к эксплуатации научных судов. Необходимо, чтобы флот управлялся из единого центра, а за его обслуживание отвечали профессионалы. Случай со «Страховым» тому подтверждение. Ситуация, когда за корабль отвечает научно - исследовательский институт, доказала свою неэффективность. Зачастую, у научной организации нет ни ресурсов, ни соответствующих компетенций для надлежащего содержания судна», - отметил первый заместитель руководителя ФАНО России Алексей Медведев.

Комментируя возвращение НИС «Академик Николай Страхов» в Россию, А. Медведев напомнил историю вопроса. В августе 2013 года научное судно потерпело аварию в Индийском океане. У него сломался гребной вал. Поломка случилась, когда корабль выполнял научно-исследовательские работы по заказу ООО «Моргеослужба». Согласно договору, в случае аварии расходы по ремонту судна, а также расходы на его содержание, понесенные в период приостановки работ, должны проводиться за счет заказчика (фрахтователя). Однако «Моргеослужба» своих обязательств не выполнила, в результате чего у Геологического института РАН (ГИН РАН), на балансе которого находится судно, образовался солидный долг перед портом.

ФАНО России обязало ГИН РАН подать иск в Арбитражный суд Москвы к «Моргеослужбе» с требованием взыскать с общества средства, необходимые для ремонта корабля. Однако институт поручение вовремя не исполнил.

Ситуация осложнялась еще и тем, что приближался срок планового регистрового ремонта судна, без которого его не выпустили бы из порта Коломбо. Поскольку НИС «Академик Николай Страхов» является собственностью Российской Федерации, его регистровый ремонт должен осуществляться за счет средств учредителя института, то есть ФАНО России. Однако Российская академия наук, передавая институты в ведение федерального агентства, не проинформировала о том, что средства на ремонт и содержание научно-исследовательских судов не предусматривались общей сметой институтов, являющихся судовладельцами, а распределялись отдельно. В итоге ФАНО России пришлось в оперативном порядке искать дополнительные средства на эти цели, что потребовало дополнительного времени.

«Авария «Страхова» произошла за несколько месяцев до появления ФАНО России. Спустя несколько месяцев после образования агентства, мы на практике столкнулись с особенностями нынешней системы управления научным флотом. Чтобы разобраться во всех нюансах, потребовалось время. Нам активно помогали профессионалы отрасли, в том числе Российский профсоюз моряков и Институт океанологии РАН. Во многом благодаря им мы смогли найти решение проблемы», - подчеркнул А. Медведев.

Переломить ситуацию удалось в начале 2015 года, когда совместная комиссия ФАНО России и Института океанологии РАН вылетела в Коломбо. По итогам переговоров с местными властями было восстановлено жизнеобеспечение экипажа, включая береговое электропитание судна, и началась плановая ротация членов экипажа. Координация мероприятий по ремонту и возвращению судна в Российскую Федерацию была поручена Институту океанологии им. П.П. Ширшова РАН. ФАНО России согласовало с правительством вопрос о дополнительном финансировании работ по ремонту корабля и обеспечило бесперебойное перечисление средств.

В результате, 2 декабря 2015 года ремонт судна был полностью завершен, получены все надлежащие документы Российского морского регистра судоходства. Судно приведено в мореходное состояние. 15 декабря 2015 года корабль покинул порт Коломбо и 21 января 2016 года вернулся в Россию.

«Итогом казуса «Страхова» стала новая программа развития научного флота. Спасая судно, мы смогли доказать в правительстве, что научный флот нуждается в новом подходе. В 2016 году на обеспечение морской деятельности с использованием научного флота России выделено 700 млн рублей. В новейшей истории это беспрецедентная сумма. Благодаря этому мы сможем в текущем году нарастить экспедиционные мощности в 4 раза. Кроме того, ФАНО России приступило к модернизации системы управления научными судами. При агентстве создан Совет по гидросфере Земли, который отвечает за формирование и реализацию планов морских экспедиций. В будущем мы планируем собрать все суда в специализированном центре коллективного пользования. Эта мера повысит эффективность загрузки флота и сделает систему его эксплуатации максимально прозрачной», - подытожил А. Медведев.

Источник: Сайт ФАНО. Дата публикации: 23.01.2016

 
См.также по теме
Российская академия наук
Почтовая система Ocean Институт Океанологии РАН Проект OceanDB