Институт Океанологии РАН
Физика океана, морская геология, морская биология, морская техника
English | Russian
Главная arrow Новости ИО РАН arrow Лёд в Керченском проливе и Керченский мост: Взгляд из космоса
Лёд в Керченском проливе и Керченский мост: Взгляд из космоса Печать E-mail

В феврале 2017 г. по инициативе ГК «СКАНЭКС» (www.scanex.ru) были выполнены съемки Керченского пролива из космоса с высоким разрешением. О результатах их анализа рассказывают специалисты лаборатории оптики океана к.ф.-м.н. А.Ю. Иванов и Н.В. Терлеева.

Холодный воздух, начавший поступать с Европейской территории России, в конце первой декады февраля сковал льдом воды Азовского моря, хотя лед в нем начал формироваться еще в двадцатых числах января. У Таганрога и Ейска наблюдались серые льды, в первой декаде февраля замерзли Таманский залив, а затем покрылась льдом и большая часть Керченского пролива (рис. 1-4). Поступлению льда в Керченский пролив способствовал сильный ветер (12-15 м/с) северо-восточных румбов, способствовавший, в том числе, образованию боры в окрестностях г. Новороссийск. У о. Тузла и в северной части Керченского пролива наблюдался нилас и блинчатый лед, а также ледяные поля – льдины размером более 20 м и толщиной от 5 до 15 см. В прибрежной зоне у восточного и западного берегов пролива образовался припай, местами с признаками торошения из-за интенсивного волнения.

Рис. 1. Лед в районе главного прохода и косы Тузла на фотоснимках Инфоцентра «Крымский мост».

Наземные наблюдения подтверждают снимки и радиолокационные изображения (РЛИ), полученные из космоса в период с 9 по 17 февраля 2017 г. Так, на снимках спутников SPOT-6 и SPOT-7 (оригинальное разрешение 2,1 м), полученных 9, 10 и 11 февраля 2017 г. в ближнем ИК-диапазоне (рис. 2а,б,в), отобразился процесс замерзания Таманского залива и формирования ледяного покрова в самом проливе. На них, кроме того, хорошо различимы основные виды льда. На снимке от 9 февраля видно, что под действием сильного ветра 10-14 м/с в пролив стала поступать шуга из Азовского моря и Таманского залива (рис. 2а). На следующий день10 февраля северо-западная часть пролива частично покрылась льдом (основные типы льда, дешифрируемые визуально – светлый и темный нилас, блинчатый лед) (рис. 2б). А 11 февраля практически полностью покрылась льдом вся северная часть Керченского пролива (рис. 2в). На снимках отмечается припай у западного берега пролива (фактически от г. Керчь до выхода в Черное море), кос Чушка и Тузла, у о. Тузла и берегов Таманского залива, а также торошение и сжатие льда у побережья и оснований моста.

Аналогичная картина наблюдается на серии радиолокационных изображений европейских спутников Sentinel-1A и Sentinel-1B. На РЛИ от 10 и 11 февраля на рис. 4а, б зафиксирован процесс замерзания пролива, а на РЛИ от 16 и 17 февраля на рис. 4в, г - процесс освобождения ото льда после наступившего потепления.

Когда установилась плюсовая температура, лед начал разрушаться: частично растаял и частично был вынесен в Черное море. В итоге, сложные ледовые условия в проливе наблюдались с 9 по 19 февраля. Подобные неблагоприятные гидрометеорологические и ледовые условиям привели к скоплению судов, ожидающих проводки, к сокращению пропускной способности Керченской паромной переправы Порт-Кавказ – Порт-Крым и возникновению заторов автотранспорта. По данным систем автоматической идентификации судов (АИС) и данных дистанционного зондирования, в период ледостава на якорных стоянках в южной части пролива находилось до 120 судов (рис. 4а,б,в,г), часть из которых были иностранными. Число таких судов резко выросло в период ледостава, хотя проводку в Азовское море осуществляли четыре ледокола. В самом Керченском проливе из-за выноса льдов из Азовского моря работало только два парома ледового класса.

Такие ледовые условия вполне могли повлиять на строительство Крымской переправы. Следует заметить и то, что в период замерзания пролива в СМИ, особенно в украинских, появились кликушеские новости со страшными прогнозами, что, мол, «лед снесет опоры строящегося Керченского моста» и т.п. Однако по сообщениям Инфоцентра "Крымский мост", сложная гидрометеорологическая обстановка существенно не повлияла на строительство моста через пролив. Главным образом потому, что возможность образования сложных ледовых условий в проливе и обледенения конструкций моста была учтена в проекте стройки, а ледовые нагрузки рассчитаны не только для несущих конструкций, но и для временных строительных сооружений. Кроме того, данные многолетних наблюдений, в том числе со спутников, показывают, что подобная ледовая ситуация типична для суровых зим и обычно случается в январе-феврале. Хорошо, например, известно, что пролив замерзал полностью или частично в 2011, 2012 и 2014 гг., а также ранее.

Единственное на что следует обратить внимание, так это то, что мостовой переход через пролив может создавать своеобразную искусственную преграду для льда (рис. 2в, 3), и это необходимо дополнительно учитывать при оценке нагрузок, которые может вызвать лед, дрейфующий из Азовского моря через пролив и скапливающийся у опор.

Рис. 2а. Ледовая обстановка в проливе 9.02.2017 (08:00 UTC) на снимке спутника SPOT-6. © Airbus Defence and Space, СКАНЭКС

Рис. 2б. Ледовая обстановка в проливе 10.02.2017 (08:08 UTC) на снимке спутника SPOT-6. © Airbus Defence and Space, СКАНЭКС

Рис. 2в. Ледовая обстановка в проливе 11.02.2017 (07:54 UTC) на снимке спутника SPOT-6. © Airbus Defence and Space, СКАНЭКС

Рис. 3. Суда, пересекающие крупное ледяное поле, на выходе из Керченского пролива (вверху) и «нарезка» ледяного покрова опорами моста на отдельные льдины-блоки шириной ~20 м (внизу) на фрагментах снимка спутника SPOT-6 от 11.02.2017 (07:54 UTC). © Airbus Defence and Space, СКАНЭКС

Рис. 4а. Ледовая обстановка в проливе на РЛИ Sentinel-1A от 10/02/2017, 03:39 UTC. © ESA

Рис. 4б. Ледовая обстановка в проливе на РЛИ Sentinel-1A от 11/02/2017, 15:27 UTC. © ESA

Рис. 4в. Ледовая обстановка в проливе на РЛИ Sentinel-1B 16/02/2017, 03:39 UTC. © ESA

Рис. 4г. Ледовая обстановка в проливе на РЛИ Sentinel-1B от 17/02/2017, 15:26 UTC. © ESA

 

 

 
См.также по теме
Российская академия наук
Почтовая система Ocean Институт Океанологии РАН Проект OceanDB