27 июля 2022

Обнаружены течения, ускоряющие таяние льдов в Арктике

Российские исследователи обнаружили в желобе Святой Анны, через которой проходит часть теплых вод из Северной Атлантики в Арктику, новые течения. Они способны ускорять таяние морских льдов летом и замедлять их появление зимой. Новые данные позволят точнее прогнозировать последствия климатических изменений в Арктике, сообщила в понедельник пресс-служба Российского научного фонда.

27 0007 001

Проведенные измерения и схема течений в желобе Святой Анны.
Источник: Osadchiev et al. / Front. Mar. Sci., 2022

"Авторам удалось показать существование неизвестного ранее теплого поверхностного течения от северной оконечности Новой Земли на север вдоль восточного склона желоба, которое приводит к более раннему таянию льдов и более позднему их образованию в этом районе. Также ученые обнаружили стационарный циклонический вихрь на промежуточных глубинах в северной части желоба, который удерживает значительную часть атлантических вод и ослабляет поток тепла далее в Восточную и Центральную Арктику", - говорится в сообщении.

Как отмечают авторы работы, сокращение ледяного покрова в Арктике, которое наблюдают в последние десятилетия, существенно влияет на все экосистемы, а также на хозяйственную деятельность человека в регионе, в том числе добычу полезных ископаемых и развитие Северного морского пути. В новой работе ученые решили изучить циркуляцию вод в желобе Святой Анны. Он находится в северной части Карского моря и считается ключевым регионом для крупномасштабного потока тепла из Северной Атлантики в Арктику.

"Много работ наших коллег было в самой южной части желоба, однако его центральная и северная области были почти круглый год покрыты льдом, и начали стабильно «открываться» только в последние 10-15 лет.", - рассказывает один из соавторов работы, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова Александр Осадчиев.

В ходе экспедиций на научно-исследовательских судах "Академик Иоффе" и "Академик Мстислав Келдыш" в августе и октябре прошлого года ученые впервые провели подробную гидрологическую съемку всего желоба. Особое внимание было сконцентрировано на северной части желоба, наиболее интересной с точки зрения взаимодействия водных масс. Эти измерения позволили уточнить имеющиеся представления о структуре водных масс и циркуляции в желобе, в частности, установить существование двух неизвестных ранее течений. Также авторами работы были проанализированы оптические и альтиметрические спутниковые данные по рассматриваемому региону за последние 20 лет, что позволило показать стационарный характер этих течений.

Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Marine Science. В работе принимали участие сотрудники Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН, Московского физико-технического института, Морского гидрофизического института РАН, Российского государственного гидрометеорологического университета и Тихоокеанского океанологического института имени В. И. Ильичева ДВО РАН.

По материалам rscf.ru 26 июля, 2022